Об употреблении мяса в пищу Чатрал Ринпоче
Употребление мяса запрещается согласно трем группам обетов: обетам личного освобождения, обетам бодхисаттвы и тантрическим обетам. Будда утверждал следующее: «Я никогда не одобрял, не одобряю и не одобрю когда-либо питание мясом». Он объявил: «Мои последователи никогда не должны есть мяса». Мяснику и покупателю мяса – обоим предсказано страдать впоследствии в горящих и кипящих адах. В «Ланкаватаре-сутре» Будда учил, что «убийство животных ради выгоды и приобретение мяса – оба этих деяния являются греховными; подобные поступки приведут к перерождению в ужасающих адских мирах», а «тот, кто ест мясо, несмотря на слова Будды – недоброжелатель и разрушитель благосостояния двух миров». Будда далее объясняет: «Никакой вид мяса нельзя считать чистым, если о нем была преднамеренность, просьба или пожелание; следовательно, воздерживайся от употребления мяса. Я и другие будды запрещаем последователям есть мясо. Те живые существа, что питаются друг другом, переродятся плотоядными животными. От поедающего мясо плохо пахнет, он высокомерен и рожден лишенным ума. Он принадлежит к низшему классу людей. Так как будды, бодхисаттвы и шраваки осуждают употребление мяса, то тот, кто продолжает бесстыдно его есть, будет всегда оставаться бесчувственным. Те же, кто отрекаются от мяса, переродятся мудрыми и богатыми браминами. Если кто-либо слышал, видел или подозревает, что животное было убито ради самого мяса, то это мясо должно быть строго порицаемо. Мясоеды-теоретики этого не поймут. Эти люди всегда будут делать глупые замечания о питании мясом, говоря: «Питаться мясом – благопристойно, приемлемо и позволено самим Буддой». Мастер же наслаждается умеренными порциями вегетарианской пищи и рассматривает мясо как нечто негодное к потреблению, как нечто, равное плоти своего сына. Пребывающим в сострадании я запрещаю употреблять мясо в любое время и при любых обстоятельствах. Поедание мяса – это ужасающее действие, оно прекращает прогресс на пути к нирване. Воздержание от мяса – отличие мудрого». В «Паринирвана-сутре» Будда, обращаясь к Кашьяпе, сказал: «Благословенный Сын, тем, кто имеет сознательность шраваков, отныне есть мясо воспрещается. Даже если кто-либо с подлинной верой предложит ему мясо, ему следует видеть в нем плоть своего сына». Бодхисаттва Кашьяпа спросил Будду: «Господь, почему Ты не разрешаешь есть мяса?” Будда ответил: «Благословенный Сын, употребление мяса препятствует развитию сострадания; поэтому все те, кто держится пути Будды, не должны отныне есть мяса. Кашьяпа, там, где мясоеду приходится возлежать, сидеть или проходить мимо, другие живые существа преисполняются страха от одного его запаха. Благословенный сын, как другие люди держатся в стороне от съевшего чеснок и его неприятного запаха, точно так же и животные, чувствуя запах приближающегося мясоеда, начинают страшиться смерти…» Кашьяпа спросил Будду: «Господь, так как монахи, монахини и монахи-новички зависят в пропитании от подаяния других людей, то как им поступать, если им будет предложена еда с мясом?» Будда ответил Кашьяпе: Отдели еду от мяса, промой еду и затем ешь. Используй свою чашу для подаяний, если она не пахнет мясом; если же, да, то промой и ее. Если же в еде присутствует слишком много мяса, то не следует ее принимать. Не ешь еду, если увидишь, что в ней есть мясо; если же ты съешь, то это станет для тебя накоплением недостатков. Если я буду подробно рассказывать о причинах, по которым я запрещаю употреблять мясо, то этому не будет конца. Я дал тебе только этот краткий ответ, ибо пришло время моей паринирваны». Будда далее разъяснил недостатки употребления мяса в «Ангулимала-сутре» и своде предписаний «Шикшасамуччая». Учение-терма Падмасамбхавы «Ринчен Дронме» явно осуждает употребление мяса как мирянами, так и в монашеской среде: «Все последователи Будды – монахи, монахини, послушники и миряне должны следовать семи главным принципам. Это суть «четыре коренных принципа», а также воздержание от алкоголя, мяса и вечерней еды». Те, кто утверждают, что осуждение Буддой мясоедения относится лишь к семи классам обетов Тхеравады и не имеет отношения к Махаяне и Ваджраяне, явно не имеют достаточных знаний в этой области. Они наверняка незнакомы со следующим отрывком из сутры Махаяны: Мясо – это пища, которая запутывает три мира Сансары: мир страстей, мир форм и мир без форм. Это меч, отсекающий потенциал к освобождению. Это огонь, сжигающий семя буддовости. Это – вспышка молнии, несущая конец перерождениям в высших мирах или драгоценному человеческому рождению. Поскольку употребление мяса не одобряется ни для кого из монахов, монахинь и мирян, то преданные практикующие буддисты никогда не должны есть мяса. Тот, кто принял обеты бодхисаттвы, навлечет на себя тяжкий грех, вкушая плоть живого существа – его бывшего родителя в прошлых жизнях. Даже в Ваджраяне мясо воспрещается до тех пор, пока не будет достигнуто конечное видение чистого восприятия. Трулшик Пема Дудул вспоминает о чистом видении, после которого он навсегда отказался от мяса: «Великий сострадающий Авалокитешвара появился в небе передо мной и молвил: «Ты достиг определенных успехов на пути и приобрел некоторые знания, но тебе не достает любви и сострадания. Сострадание есть корень Дхармы, невозможно есть мясо, сострадая. Человек, употребляющий мясо, пройдет через многие страдания и болезни. Посмотри же на этих несчастных! Каждый испытывает страдания в согласии со своими действиями… Тот, кто откажется от мяса, не испытает подобных страданий. Напротив, будды и бодхисаттвы, гуру, божества и дакини возрадуются этому и будут тебя защищать». Многие другие известные мастера именовали мясо отравленной едой. Легендарная йогиня, основательница школы чод Мачиг Лабдрон говорила: «Для меня воздержание от мяса – вне обсуждения. Я чувствую великое сострадание, когда вижу глаза беспомощных животных, наполненные страхом». Ригзин Джигме Лингпа, великий йогин традиции Ньингма, замечал: Точно так же, как и в истории с Арья Катаяной, я смотрю на животное, от которого произошло это мясо, как на мою мать в одной из прошлых жизней. Если это так, кто станет есть мясо от плоти своей матери, разделанной мясниками? Представьте, сколько беспокойства возникает при этом. Следовательно, если задуматься об этом искренне, то невозможно избежать чувства сострадания к этому животному. Некоторые люди, претендующие на звание практикующих, говорят: «В конце концов, немного мяса и алкоголя не помешает поддержать здоровье, иначе не избежать ослабления, за которым может настигнуть и смерть». Это совершенно не так. Если все-таки смерть настигнет нас по причине практики Дхармы через отказ от мяса и алкоголь, то это того стоит. Как сказал великий мастер Целе Ригзин:
Молюсь от глубины сердца своего: Да не быть мне никогда в числе плотоядных и пьющих. Как в этой, так и в будущих жизнях Да не будет имеющий обеты монаха рождаться среди тех, Где мясо и алкоголь используются безнравственно. И даже если мне придется погибнуть, Воздерживаясь от мяса и алкоголя, Пусть я проживу в соответствии с предписаниями Будды. И да стану я истинным практикующим!
Бодхисаттва Оргьен Джигме Чоки Вангпо (Патрул Ринпоче) говорил: Будучи буддистами, мы прибегаем к Тройному Прибежищу. Принимая прибежище в Дхарме, мы должны практиковать отказ от применения насилия по отношению к живым существам. Следовательно, если мы продолжаем есть мясо, полученное путем убийства невинных животных, не противоречит ли это нашим буддийским обязательствам? Зная все о недостатках мяса и алкоголя, я принял решение отказаться от них перед великим деревом Бодхи в Бодхгае в присутствии будд и бодхисаттв десяти сторон в качестве моих свидетелей. Я также объявил это моральным принципом для всех моих монастырей. Таким образом, я прошу каждого слышащего меня не нарушать этот решающий аспект этического буддийского поведения.
Из перевода Геше Тхуптена Пхелгье и Аарона Гросса в редакции Зака Ларсона.
— Чатрал Ринпоче
Сострадательная деятельность